Взаимодействие между многофункциональным центром (МФЦ) и Росреестром переходит на безбумажный документооборот. Исключение необходимости перемещения документов на бумажном носителе позволит оптимизировать процесс и сократить сроки предоставления услуг Росреестра.
«С 29 июня 2022 года при получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на бумажном носителе специалист МФЦ будет переводить их в электронные образы и заверять усиленной квалифицированной электронной подписью. Проведение всех учетно-регистрационных действий будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,» - пояснила руководитель Управления Росреестра по Еврейской автономной области Светлана Зуева.
В орган регистрации прав будут поступать созданные электронные образы документов, документы, представленные заявителем в форме электронных документов, а также электронный образ выдаваемой заявителю описи принятых документов. Только закладная должна быть представлена на бумажном носителе.
На представленных на бумажном носителе документах, за исключением документов, удостоверяющих личность заявителя, специалист МФЦ проставит отметку о создании электронных образов таких документов. Если заявитель представит копии документов, то на них будет отметка о том, что документы являются копиями.
Электронные образы документов, созданные в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями, будут иметь ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе.
Для сведения.
Специалист МФЦ откажет в приеме заявления и документов, если:
1) не будет установлена личность лица, обратившегося за осуществлением учетно-регистрационных действий, в том числе, если не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, истек срок действия документа, удостоверяющего личность заявителя, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность;
2) визуально, без использования технических средств будет выявлено, что представленные заявителем на бумажном носителе документы исполнены карандашом, имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, повреждения, которые не позволяют прочитать текст документов и однозначно истолковать их содержание.
В целях реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» перед Росреестром стоит задача сформировать Единый банк земли для жилищного строительства, который будет содержать пригодные для вовлечения в оборот территории площадью 200 тыс. га.
Светлана Зуева, руководитель Управления Росреестра по Еврейской автономной области, отмечает:
«В Управлении Росреестра по ЕАО работает межведомственный оперативный штаб, в который вошли представители органов власти области. Задачей штаба является проведение работы по выявлению земельных участков и территорий в регионе для дальнейшего вовлечения их в оборот жилищного строительства. На сегодняшний день по результатам работы штаба на территории области отобран 41 земельный участок, имеющий потенциал для жилищного строительства общей площадью 317,3 га: 23 земельных участка площадью 197,3 га под индивидуальное жилищное строительство и 18 земельных участков площадью 120,1 га для расположения многоквартирных домов.
За все время работы оперативного штаба вовлечено в жилищное строительство (оформлено в аренду) 2 земельных участка общей площадью 2,2 га, предназначенных для строительства многоквартирных домов».
Выбрать участок для строительства жилья потенциальным инвесторам поможет сервис Росреестра «Земля для стройки».
Данный сервис позволяет в режиме онлайн выбрать и оценить пригодные для строительства жилья земли в разных регионах страны. Воспользоваться сервисом может любое заинтересованное лицо. Для этого нужно зайти на сайт Публичная кадастровая карта https://pkk.rosreestr.ru/ и в разделе «Участки» выбрать строку «Жилищное строительство». Далее в поиске набрать номер региона и два символа (двоеточие и звездочка) без пробела. Например, для Еврейской автономной области – 79:* На странице отобразится информация об имеющихся в области свободных земельных участках, предназначенных для строительства жилья, а также сведения о них (адрес объекта, площадь, категория земель и др.).
В 2021 году Росреестр выступил с инициативой социально-экономического развития «Национальная система пространственных данных» с целью обновления инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан.
Данная инициатива была поддержана Правительством Российской Федерации и легла в основу государственной программы «Национальная система пространственных данных». Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148.
К реализации госпрограммы Росреестр приступил в 2022 году. Она направлена на достижение 4 стратегических целей: создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с региональными информационными системами, обеспечение полноты и качества сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), достижение «цифровой зрелости» ведомства, повышение качества госуслуг и сервисов Росреестра в интересах социально- экономического развития страны и людей - отметила руководитель Управления Росреестра по ЕАО Светлана Зуева.
До 2024 года предполагается создать Единую цифровую платформу пространственных данных, обеспечив её взаимодействие с 20 регионами. При этом доля услуг по государственному кадастровому учёту и регистрации прав на недвижимость, предоставляемых в электронном виде на портале госуслуг, к этому сроку должна увеличиться до 95%.
К концу 2030 года интеграция пространственных данных и систем с Единой цифровой платформой пространственных данных должна быть обеспечена уже на территории всех регионов страны, а уровень полноты и качества данных в Едином государственном реестре недвижимости доведён до отметки 95%.
Сведения о земле и недвижимости, включая информацию о правах и кадастровой оценке, а также пространственные данные будут объединены в одной электронной системе. Создание такого ресурса повысит эффективность использования земель, в том числе за счёт сбора данных о доступных для застройки участках, позволит более комплексно подходить к вопросам территориального планирования и пространственного развития, ускорит и упростит получение государственных услуг в сфере регистрации прав на землю и недвижимость для бизнеса и граждан.
Получив государственную услугу по оформлению недвижимости, заявитель не всегда имеет возможность или забывает получить документы в сроки, обозначенные в расписке об их приеме.
«Документы, подготовленные по итогам учетно-регистрационных действий, хранятся в многофункциональном центре 45 дней. Если в течение этого срока документы не получены, то сделать это можно будет в Кадастровой палате по Еврейской автономной области. Только в первом квартале 2022 года на хранение в Кадастровую палату поступило 960 таких пакетов, а выдано - 147», - пояснил директор Кадастровой палаты по Еврейской автономной области Сергей Калашников.
За документами, не полученными с мая 2018 года, следует обратиться по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Дзержинского, 20А (телефон приемной 2-39-11).
Если же итоговые документы должны были получить до мая 2018 года, то они будут выданы в Управлении Росреестра по ЕАО по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, пр. 60 лет СССР, 26.
В офисе Кадастровой палаты по Еврейской автономной области получить документы можно как обратившись лично, так и заказав услугу курьерской доставки.
Немного статистки: в 1 квартале 2022 года Кадастровой палатой по Еврейской автономной области выдано 147 «забытых» пакетов документов, а хранится - 10260 пакетов.
«Даже если в вашем документе на земельный участок не указан вид права, будет считаться, что он принадлежит на праве собственности. Это один из постулатов «дачной амнистии», то есть упрощенного порядка приобретения прав на отдельные объекты,» - отметила руководитель Управления Росреестра по ЕАО Светлана Зуева.
Расскажем о правилах приобретения земельных участков.
Упрощенный порядок регистрации прав распространяется без ограничения срока на земельные участки, которые:
- предоставлены гражданам до вступления в силу Земельного кодекса РФ, т.е. до 30 октября 2001 года;
- предоставлены на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо без указания вида права;
- имеют вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства.
В качестве правоустанавливающего документа может быть представлено постановление или иной акт, изданный органом государственной власти или местного самоуправления либо свидетельство, выданное соответствующим органом власти.
А на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства право собственности может быть зарегистрировано и по выписке из похозяйственной книги, выдаваемой органом местного самоуправления.
Кроме того, право собственности на земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, перешедший в порядке наследования или по другим основаниям гражданину, может быть зарегистрировано на основании:
документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности такого гражданина на приобретенное здание (строение) или сооружение;
документа, устанавливающего или удостоверяющего право любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
За государственную регистрацию права собственности необходимо будет уплатить пошлину в размере 350 руб. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998, на объект недвижимости не взимается.
Этот вопрос волнует всех без исключения собственников недвижимости. К сожалению, случаи с мошенничеством при покупке или продаже жилья не редкость, поэтому Управление Росреестра по ЕАО советует заранее изучить основные методы защиты и своевременно их применять. Это убережет собственников недвижимости от неприятных сюрпризов и проблем при совершении сделок.
1. Что стоит сделать в первую очередь?
Самый простой способ защиты - подать заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без вашего личного участия. В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) бесплатно будет внесена запись о таком заявлении, и документы, поданные без личного участия собственника (например, по доверенности), рассматриваться не будут. Их возвратят обратно заявителю.
Данный механизм введен в 2013 году и позволяет минимизировать риски мошенничества, например, при утере паспорта или документов о праве собственности, в случае длительного отъезда правообладателя. Также это помогает защитить права престарелых граждан, которых недобросовестные лица могут обмануть или ввести в заблуждение.
Исключением являются случаи, когда основанием для учетно-регистрационных действий является вступившее в силу решение суда или требование судебного пристава-исполнителя. В этом случае обозначенная выше запись в ЕГРН не учитывается.
Такое заявление можно подать в отделениях МФЦ, в личном кабинете на сайте Росреестра (в этом случае нужно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись). Это можно сделать и по почте - тогда подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариально.
В 2021 году Управлением Росреестра по ЕАО было внесено 1320 записей о запрете совершать сделки без личного участия.
2. Как избежать мошенничества при электронной регистрации сделок?
В 2019 году вступили в силу поправки в Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые регламентировали порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при сделках с недвижимостью. Теперь оформление сделок с помощью УКЭП возможно только с письменного согласия собственника недвижимости, которое он предварительно направил в Росреестр. Иными словами, без разрешения правообладателя зарегистрировать переход права собственности на основании электронных документов (например, на основании электронного договора купли-продажи) невозможно.
«Закон был принят в связи с появлением случаев мошенничества, при которых документы на регистрацию подавались в электронном виде с помощью поддельных электронных подписей,» - пояснила руководитель Управления Росреестра по ЕАО Светлана Зуева.
Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов с использованием УКЭП можно подать как в отношении всех принадлежащих собственнику объектов недвижимости, так и какого-то одного из них. Об этом будет внесена соответствующая запись в ЕГРН. Если ее не будет, документы, поступившие в Росреестр в электронном виде, регистраторы просто не будут рассматривать и вернут обратно заявителю.
ВАЖНО! Исключением являются случаи, когда документы на регистрацию в электронном виде направляют орган государственной власти, орган местного самоуправления или нотариус, у которых с Росреестром налажено межведомственное взаимодействие.
Исключение составляют случаи, когда документы в Росреестр направляет кредитная организация. Покупатель оформляет в банке ипотечный кредит, подписывает договор с помощью УКЭП, и кредитная организация в электронном виде самостоятельно направляет документы на регистрацию. В этих случаях отсутствие письменного заявления от собственника не станет препятствием для оформления сделки.
3. Что нужно проверить, если вы покупаете жилье?
В первую очередь покупателям стоит учитывать, что продавать недвижимость может только собственник или уполномоченное им по нотариальной доверенности лицо. Поэтому сначала следует внимательно изучить правоустанавливающие документы. К ним относятся договоры передачи (приватизации), дарения, купли-продажи, участия в долевом строительстве и т.д., то есть документы, на основании которых возникло право собственности у нынешнего владельца или владельцев объекта недвижимости.
Попросите продавца предоставить актуальную выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Это также поможет убедиться, что продавец квартиры является ее законным собственником.
На что стоит обратить внимание в выписке из ЕГРН:
- убедитесь, что вы покупаете объект недвижимости действительно у его актуального собственника (сверьте указанные в выписке фамилию, имя, отчество, паспортные данные с информацией в паспорте, а также в документе, по которому продавец приобрел объект);
- проверьте, чем именно (объектом недвижимости или долей в праве на него) владеет человек, с которым вы собираетесь совершить сделку. Другими словами, единственный ли он собственник объекта недвижимости или нет;
- нет ли зарегистрированных прав на данный объект у несовершеннолетних. В данном случае продавец должен предоставить разрешение органов опеки и попечительства на продажу.
Также перед покупкой необходимо внимательно изучить, как часто переходили права на объект недвижимости. Стоит насторожиться, если в короткий период времени переходы прав были очень частыми. В такой ситуации потенциальным покупателям желательно убедиться, что все сделки в цепочке соответствуют закону и не нарушают прав всех участников, так как судебное оспаривание даже одной из них может привести к потере имущества последним собственником. Для этого необходимо заказать выписку о переходе прав на объект недвижимости. Указанная выписка является общедоступной, поэтому потенциальные покупатели могут самостоятельно убедиться в точности предоставленных продавцом сведений.
ВАЖНО! Особо внимательно стоит отнестись к сделке, если продавец действует от лица собственника по нотариальной доверенности. Проверить подлинность доверенности можно на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты.